ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НАСТАВНИКОМ И УЧЕНИКАМИ ВО ХРИСТЕ
(1-е Послание к Фессалоникийцам 2 : 1-12)
Неверующие евреи в Фессалонике изводили Павла, когда он работал
там над созданием церкви. В конце концов, Павел и его помощники были вынуждены
покинуть это место. Однако их отъезд не успокоил воинствующих евреев. Они продолжали
противоборствовать оставшимся новообращенным, критикуя личность Павла и ставя
под сомнение мотивы его пастырства. Из Коринфа Павел написал оправдание в ответ
на выдвигаемые обвинения в его адрес. Они отражены в его 1-м Послании к Фессалоникийцам.
В стихах 2 : 1-6 Павел пишет о своих взаимоотношениях с новообращенными (в то
время, когда он был с ними), о том, как он говорил им о своих мотивах. В стихах
7-12 Павел проводит аналогии с кормилицей и любящим отцом для того, чтобы показать
истинную природу отношений наставника к ученикам.
ОТНОШЕНИЕ С ЛЮБОВЬЮ (стихи 7-8)
Павел сравнивает узы любви наставника к ученикам с узами любви
кормилицы, "лелеющей" своих маленьких детей. В слове "лелеющая" заключается
смысл фраз "хранящая тепло" или "относящаяся с нежностью". Глагол
"лелеять" переводится с таким же значением только еще один раз в Новом Завете
- в Послании к Ефесянам 5 : 29; там он соотносится с заботой человека о своем
собственном теле и заботой Христа, исполненного любви к Своей Церкви.
Павел далее пишет о том, что он и его соратники так любили фессалоникийцев,
что были готовы отдать за них свои жизни. Павел не просто писал это послание,
ничего не утаивая, он приносил себя в жертву из-за своей страстной любви к своим
ученикам. Таким образом, верующие фессалоникийцы стали "дорогими" для Павла.
Такую любовь должен нести в себе тот, кто хочет быть хорошим наставником. Как
мать заботится о своих малышах, так и наставник должен воспитывать своих учеников.
Он должен обладать большим запасом терпения. Складывающиеся в результате взаимоотношения
наставника и ученика станут основой любви друг к другу навсегда.
УТОМИТЕЛЬНЫЙ, ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД (стих 9)
Слово, переводимое как "тяжелый труд", предполагает интенсивную
работу до состояния усталости, а слово "изнурение" означает тяжелый, мучительный
труд, сравнимый с болью при родах. Павел использует подобную аналогию в Послании
к Галатам 4 : 19: "Дети мои, которых я снова в муках рожаю, пока не будет изображен
Христос в вас..."
Павел работал много, обеспечивая себя в финансовом плане, прежде
всего для того, чтобы избежать вопросов о его мотивах в отношениях с фессалоникийцами.
Он не проповедовал своим ученикам о том, что он мог бы получить, но о том, что
мог отдать. "Мы работали день и ночь, чтобы не быть бременем никому, пока мы
проповедуем Евангелие Божье вам".
Наставничество - тяжелый труд. Эмоциональная и физическая самоотдача
истощает организм. Терпение к слабому учащемуся или к слабомотивированному ученику
во Христе отнимает много энергии. Подготовка к урокам или к занятиям по восполнению
чьих-либо пропусков отнимает драгоценное время, тогда как и другие важные для
вас вещи требуют внимания. Но все-таки слова Господа нашего звенят в наших сердцах:
"Итак, идите, и научите все народы..." Мы должны решить, какие вещи в жизни
наиболее важны - какова бы ни была цена такого выбора. Мы должны последовать
примеру Иисуса и проповедовать другим, а не ждать тех, которые будут проповедовать
нам. Мы должны быть готовы превзойти самое себя и не ожидать никакой личной
выгоды. Наш восторг мы увидим в духовном росте ученика во Христе; наше счастье
сделает счастливыми других.
ЖИЗНЕННЫЕ ПРИМЕРЫ (стих 10)
Мудрая пословица гласит: "Твои дела говорят за себя так громко,
что мир не слышит того, о чем ты говоришь". Павел был удостоен чести взывать
к чистой совести. Верующие Фессалоники учились на примере его жизни во время
его пребывания с ними. Ему не пришлось испытать стыд за то, как он к ним относился.
Он сам осуществлял на практике те принципы, которым счил своих учеников.
Павел использует три слова для описания своего поведения, поведения
наставника: святое, праведное и невинное. Он был святым по отношению к Богу.
Он отделил от мира все, что являлось священным. Он сохранял свою преданность
Господу. Во-вторых, он делал то, что было правильным (праведным или справедливым)
по отношению к фессалоникийцам. Для него образцом праведности (справедливости
и законности) был Иисус Христос; он относился к ним подобно тому, как это делал
бы Иисус. И, наконец, он был невинен. Против него невозможно было выдвинуть
никаких достоверных обвинений в совершении каких-либо проступков.
Павел часто подвергал себя жесткой самооценке, чтобы удостовериться
в том, что пример его жизни не стал камнем преткновения для чьей-либо веры.
Павел дисциплинировал себя в соответствии с принципами, которыми он руководствовался,
наставляя своих учеников в дисциплине: "Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы,
проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1-е Посл. к Коринфянам 9
: 27). К тому же, он был очень предусмотрителен и не позволял себе вольностей,
которые могли бы принести ущерб вере слабого брата или сестры: "И потому, если
пища соблазняет брата моего, не буду есть мясо вовек, чтобы не соблазнять брата
моего" (1-е Посл. к Коринфянам 8 : 13).
ЖИВОТВОРНЫЙ НАКАЗ (стихи 11-12)
Так же, как отец пытается передать своим детям недостающий опыт,
когда они начинают жить отдельно, так и Павел пытался передавать мудрость своим
ученикам в Фессалонике. Он делал это, ободряя (увещевая) и утешая их.
"Ободрять" означает "находиться рядом с кем-то и помогать". Наставники
должны идти рука об руку со своими учениками и побуждать их к любви и к добрым
делам. Суть воспитания учеников во Христе - помочь кому-то одержать победу там,
где уже удалось победить самому.
"Утешать" означает "проявлять чуткость и понимание; в данном случае
- трудностей, с которыми ученики столкнутся в процессе своего роста в Боге.
Изучение новых дисциплин, таких как "Время ежедневного уединения с Богом" и
"Чтение Библии", могут вызвать у учеников чувство страха и душевного дисбаланса
по мере того, как объем других обязанностей в жизни ученика будет возрастать
и ученик будет поставлен перед трудной задачей - определением приоритетов. Такое
опасение может быть тем более оправдано, если родственники и друзья ученика
во Христе неверующие или не имеют такой же преданности своей вере. Наставники
должны быть внимательны к ученикам. Они должны направлять особое внимание учеников
на трудности, которые они переживают в данный момент.
Павел дал этот животворный наказ "каждому из нас". Эта формулировка
подразумевает, что наставничество Павла воплотило в себе индивидуальные, единственные
в своем роде, нужды каждого из его учеников. Мы должны осознать, что каждый
из нас - единственный в своем роде и неповторимый человек; поэтому мы должны
уметь адаптировать наши методы к каждой отдельно взятой ситуации.
ВОЗВЫШЕННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ (стих 12)
Конечная цель Павла - научить своих учеников "жить жизнью, достойной
Бога". Нет более возвышенного стремления, чем это. Ибо Бог "призывает вас в
Свое Царство и славу".
Слово "призывает" в греческом оригинале Библии имеет форму настоящего
времени. Это подразумевает всепродолжающийся призыв Бога войти в Его Царство
и быть там, где есть дело Его. Таким образом, и наш призыв к дисциплине (обучению),
и само воспитание учеников во Христе бесконечны; мы никогда не научимся жить
совершенной христианской жизнью. Силой Святого Духа мы продолжаем следовать
совершенному примеру Иисуса Христа.
В итоге, мы будем царствовать с нашим Господом Иисусом во славе
Царства Его. Этот мир преходящ, победа же Бога свершится. Господь разделит Свою
славу с нами, и это будет - с Его милости - нашей величайшей наградой.
ДАЛЬШЕ: ОБЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ К НАСТАВНИКАМ
© 1999 Growth Ministries. Все права охраняются.
|